-= Анонсы =-
Програма "Майбутнiй воiн"
Гурток проводиться протягом двох років викладачем допризовної підготовки. Цей гурток є допомогою в на...

Новое видео
Мы начали добавлять видеоматериалы, посвященные афганистану и нашему клубу...

Казачьими тропами
Июнь для казаков - особая пора, когда весенне-полевые работы закончены и есть время немного передохнуть перед уборкой урожая. B это время казаки тpaдициoннo проводят...


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


IV международная конференция по вопросам патриотического воспитания молодежи
21.07.2011, 11:11

 Проблемы военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи.

 Актуальность темы обусловлена низким уровнем патриотизма среди молодёжи, снижением авторитета и боеспособности армии. Осознавая угрозу идеологической безопасности страны. Некоторые государственные структуры, а в основном общественные организации начали восстанавливать систему патриотического воспитания, которая в истории нашего государства была уничтожена вместе с развалом Советского Союза, из-за чего наше общество продолжает переживать духовно-нравственный кризис, о чём свидетельствуют результаты различных соцопросов, которые печатаются в средствах массовой информации.

Специфика военно-патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны.

   Изучая историю Великой Отечественной войны, мы знаем что сотни тысяч детей и подростков сбежали на фронт чтобы защищать родину. По неполным данным в различных воинских формированиях действовали и воспитывались 3,5 тысяч сынов и дочерей полков, 880 юных партизан, 1800 юнг, более 15 тысяч детей были награждены медалью «За оборону Ленинграда», 2 тысячи «За оборону Москвы», 10 подростков были удостоены звания «Героя Советского Союза». Около 20 млн. подростков помогали взрослым и выработали 585 млн. трудодней. «…Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их, оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну, ― писал Герой Советского Союза маршал И.Х.Баграмян,― но мальчишки, освоившись, были неуловимыми связистами, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непримиримое желание быть похожими на настоящих солдат…»

   Мужество юных героев побудило одного из гитлеровцев сделать запись в своём дневнике: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои.»

   Из сказанного видно, что мы говорим об особой, специфической проблеме современного воспитания. Может быть по этому за решение данной проблемы взялись ветераны Великой отечественной войны, участники боевых действий в Афганистане и других локальных военных конфликтов, офицеры запаса. Одним словом люди, сохранившие вечные общечеловеческие и национальные ценности и качества (совесть, честь, долг, любовь к Отечеству и малой Родине). Возрождение патриотического воспитания было направленно через музеи, подростковые клубы, кадетские классы, казачьи формирования и другие молодёжные объединения.

Организация и работа подростковых клубов по месту жительства.

Из опыта работы преподавателя предмета « Защита Отечества» руководителя ВПК « Долг» Лапенкова Олега Николаевича.

  В 1987 г. по инициативе военного руководителя школы, выпускника Черниговского государственного педагогического института, факультета Начальная военная подготовка и физическое воспитание, Лапенкова Олега Николаевича, на базе Самойловской средней школы был создан военно – патриотический клуб «Долг» с целью усиленной военной и физической подготовки допризывной молодёжи, подготовки её к службе в Вооружённых Силах.

Проблемы военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.

      Опыт войны в Афганистане показывал, что допризывная подготовка в школе не в полной мере соответствует требованиям боевых действий. И это несмотря на состояние военно – патриотического воспитания в то время, которое, считаю, было поставлено на государственном уровне серьёзно. Государственный подход к этой работе хочу проанализировать с 1987 г. по настоящее время. Основную подготовку допризывная молодёжь проходила в школе. Преподавательский состав готовился на военных кафедрах четырёх педагогических ВУЗов Украины. Выпускники этих ВУЗов, лейтенанты запаса, приходили в школу на должность военного руководителя, являлись заместителями директора по военно – патриотическому воспитанию.

Учебно – материальная база школы состояла из:

  • Кабинет Начальной  военной подготовки;
  • Стрелковый тир на три бойницы с расстоянием до цели 25 м.
  • Общевойсковая полоса препятствий;
  • Спортивное стрелковое оружие – это малокалиберные винтовки ТОЗ – 8- 3шт., ТОЗ – 12 – 2шт.
  • Учебные автоматы АК – 47 – 3шт.
  • Учебные патроны к АК – 90шт.
  • Учебные ручные гранаты Ф -1 -2шт., РГД -5 – 2шт.
  • Противогазы ГП -5 -90шт.
  • Учебные мины ТМ -62 – 3шт., ПОМЗ -2 -2шт., ПМН -2шт. и запалы к ним.
  • ОЗК – 3 комплекта.
  • Командирские ящики – 3шт.
  • Приборы химической и радиационной разведки.
  • Малые сапёрные лопаты – 10шт.
  • Пневматическое оружие – винтовки – 6шт., пистолеты – 2шт.
  • Макеты автоматов – 20 шт.
  • Туристическое снаряжение – палатки на 10 мест – 2шт., палатки 2хместные – 2шт., компасы – 10шт.
  • Комната для хранения оружия и боеприпасов.
  • Учебный караульный городок.
  • Строевая площадка.
  • Открытая гимнастическая площадка, футбольная, волейбольная и баскетбольная площадки, спортивный зал с набором оборудования и принадлежностей.
  • Методическая литература, наглядные пособия, учебные фильмы и диафильмы.

 

 Я специально перечислил ту материальную базу, которую получал военный руководитель школы для своей работы, чтобы можно было сравнить с тем, что имеется в школах в настоящее время.

 

 В обязанности военного руководителя школы входило: проведение уроков по НВП из расчета по 2 часа в неделю в 9 и 10 классах. После І полугодия в 9кл. девушки уходили изучать ГО и медико – санитарную подготовку к другому преподавателю. Организация работы 2-х обязательных кружков. Один по стрелковой подготовке, второй – по любому военно – прикладному виду спорта на усмотрение администрации школы. Планирование и выполнение мероприятий по военно–патриотическому воспитанию в учебном году. Проведение не менее одной экскурсии в год в воинскую часть. Проведение учебно- полевых сборов с юношами 9х кл. – 10дней и 10кл. – 5дней в конце учебного года с обязательным проведением боевых стрельб из АК.

      Военный руководитель имел единый методический день в неделю. В этот день все военруки собирались в районном военкомате, где с ними, как с офицерами запаса проводились занятия, семинары – практикумы. Ежегодно, перед началом учебного года, обязательный 5-ти дневные сборы военных руководителей. За счёт местного бюджета, один раз в три года, для военруков шилась военная форма.

       Школа тесно сотрудничала с ДОСААФ. Через ДОСААФ приобретались спортивное малокалиберное и пневматическое оружие, боеприпасы к ним, учебное имущество. ДОСААФ, в свою очередь, готовил технических специалистов для Армии и Флота. Сегодня о таком государственном подходе к военно– патриотическому воспитанию можно только мечтать.

       Возвращались из войны в Афганистане молодые ветераны. По стране начали массово создаваться военно–патриотические клубы, в которых проводились тренировки и занятия с допризывной молодёжью. Молодёжь массово потянулась в эти клубы и объединения, ведь любой из них после призыва в Вооружённые Силы мог попасть на войну в Афганистан. Инстинкт самосохранения заставлял их усиленно готовиться, чтобы получить больше шансов выжить в войне. Им в этом помогали опытные ветераны и офицеры запаса.

      Это молодёжное движение под свою опеку взял комсомол. С руководителями клубов стали проводиться семинары по повышению квалификации, учебные сборы, приобреталось дополнительное имущество, проводились различные массовые мероприятия и акции.

        С развалом Советского Союза начала валиться и система военно-патриотического воспитания. Закончилась война в Афганистане. Со школы было изъято стрелковое и учебное оружие, со временем обветшала и пришла в непригодность учебно– материальная база. Военные руководители школ были переведены в ранг преподавателей допризывной подготовки, сокращена кружковая работа. Из–за отсутствия финансирования, учебно–полевые сборы были заменены практическими занятиями. Из-за отсутствия учебно-материального имущества, многие практические занятия заменены на теоретические. Учебная программа сокращена до одного часа в неделю. Все занятия с юношами и девушками проводятся совместно. Со школ пошёл отток кадров. Военные комиссариаты самоустранились от подготовки допризывников, занимаются только призывом. ДОСААФ превратился в платную школу по подготовке водителей. С уходом с политической арены комсомола, до сих пор не создано единой общегосударственной молодёжной организации, которая взяла бы под свой контроль всё молодёжное движение страны.

      Военно–патриотические клубы остались. Они сохранили свою жизнедеятельность только исключительно энтузиазму их руководителей, хотя их количество поубавилось. Клубы продолжали, каждый по отдельности, выполнять свои задачи, варясь в собственном соку, взвалив на себя всю ношу военно– патриотического воспитания молодёжи.

       С годами оттачивался опыт работы, создавались оптимальные формы воспитания и обучения с учётом современных требований ведения боевых действий. С возрождения казачества на Украине, появились казачьи системы и формы военно–патриотического воспитания.

        Военно-патриотическое воспитание на современном этапе.

        В некоторых областях Украины, при обладминистрациях начали создаваться областные центры патриотического воспитания молодёжи, которые объединили всё военно– патриотическое движение. С руководителями объединений и клубов стали проводиться семинары, конференции, координационные советы. Для воспитанников клубов начали проводиться слёты, сборы, организовываться специализированные смены в детских оздоровительных лагерях. Клубы напрямую начали налаживать контакты с воинскими частями.

     Не остался в стороне от всех нововведений и военно– патриотический клуб «Долг» Самойловской общеобразовательной школы I-III ст.

      Сегодняшний портрет общественной молодёжной организации «Военно–патриотический клуб « Долг» - это учебная сотня молодых казаков Приазовского казачьего полка Международного Союза казачьих войск Украины и зарубежья. Имеет свои филиалы в с. Самойлово и с. Маркино Новоазовского района. Кроме развития прикладных видов спорта, уделяется большое внимание и духовному развитию. В клубе работает вокальный ансамбль патриотической песни, кадетский театр эстрадных миниатюр. В Самойловской школе созданы три казачьих кадетских класса с усиленной военной и физической подготовкой, которые коллективно вошли в состав ВПК « Долг» как отдельные подразделения. В воспитании молодёжи большое внимание уделяется активной общественно–полезной деятельности. Все воспитанники клуба входят в состав добровольного общественного формирования по охране государственной границы и общественного правопорядка как « Юные друзья пограничников». Активно начало развиваться волонтёрское движение по охране окружающей среды, культурных и исторических памятников Новоазовского района. Проводится большая пропагандистская работа по возрождению казацких традиций, обрядов и т.п.

       Жизнедеятельность клуба поддерживается исключительно за счёт спонсорской помощи. ВПК « Долг» ставит перед собой задачи на будущее развитие. Так с переходом ВС Украины на контрактную основу, министерству обороны нужны будут учебно– пропагандистские центры, в которых будет воспитываться молодёжь в духе военного патриотизма, которая будет изъявлять желание служить в ВС Украины. Такими центрами вполне могут стать военно–патриотические клубы с их огромным опытом работы. Министерство обороны должно быть в них заинтересовано, поддерживать сними тесную связь, снабжать их учебно–материальной базой, для занятий предоставлять свои учебные центры, технику, оружие и имущество. С целью повышения квалификации воспитателей клубов, на своих базах проводить переподготовку преподавательского состава.

Внешкольная работа по военно-патриотическому воспитанию.Межрегиональная военно-патриотическая игра «Будущий воин»                               г.Новоазовск. 2010г.

  65 лет назад наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Благодаря бессмертному подвигу людей, которые воевали на фронте, трудились в тылу, делали всё, чтобы приблизить долгожданную победу, мы живём под мирным небом. В этом году районная военно-патриотическая игра «Будущий воин» посвящена этому знаменательному событию.

   За 10 лет истории игры, участниками соревнований стали более тысячи ребят. В течение этих лет изменялись условия игры, но не менялась цель ―  популяризация военно-прикладных видов спорта, патриотическое воспитание подрастающего поколения, подготовка молодёжи к службе в Вооружённых силах Украины.

   13.10.2000 ― районная игра «Будущий воин», инициатор проведения игры депутат областного совета Виктор Николаевич Бесчастный. Участники ― 18 школ района.

   18 мая 2001 г. ― районная игра «Будущий воин».

   19 мая 2002 г. ― районная игра «Будущий воин».

   27 сентября 2003 г. ― межрегиональная игра «Будущий воин», переименована по инициативе областного управления по делам семьи и молодёжи. Участники ― сельские районы Донецкой области и приграничные районы Российской Федерации.

   29 мая 2004 г. и 25 сентября 2004 г., проводятся 2 игры: весной ― районная, осенью ― межрегиональная.

   18 мая 2005 г. и 24 сентября 2005 г. Виктором Николаевичем Бесчастным учреждён переходящий кубок межрегиональной игры «Будущий воин».

   14 октября 2006 г., 22 сентября 2007 г., 4 октября 2008 г., 10 октября 2009 г., 25 сентября 2010 г. ― межрегиональная игра «Будущий воин».

   «Будущий воин» пропагандирует положительный образ защитника отечества, позволяет молодым людям осознать гражданский долг перед Родиной, ответственность за себя и товарищей. Игра эффективно готовит ребят к организованным действиям в сложных ситуациях и позволяет ощутить себя в роли защитника Отечества.

   Новоазовская районная государственная администрация и Новоазовский районный совет всегда поддерживают эту инициативу и активно участвуют в организации игры.

   «Будущий воин» состоит из трёх этапов: строевой подготовки, военно-спортивного многоборья и тактических учений. Они позволяют ребятам достичь личных рекордов, показать слаженные действия и боевой дух команды.

             Школьный музей боевой и трудовой славы.

  Одним из наиболее эффективных способов воспитания гражданина и патриота является существование и работа школьного музея. В Самойловской школе музейная комната создана в 1982 г. На протяжении всех лет музей выполняет задачи патриотического воспитания учащихся.

  С чего начинается родина и любовь к ней? Мы знаем, что в первую очередь с интереса к истории своей Родины, города, села, улицы. Прививать этот интерес и является главной целью деятелььности музея. В школьном музее работа ведётся по таким направлениям:  

-археология нашего края;

-«никто не забыт, ничто не забыто»;

-история школы и села;

-нумизматика;

-быт и традиции нашего народа.

  По каждому из направлений разрабатывается план работы. В 2002 г. музейной комнате присваивается звание музея широкого исторического профиля. Для работы в музее подготовлены лекторские группы. Учащиеся всегда готовы к встрече с гостями, они могут провести лекцию для разных категорий слушателей и по всем направлениям работы музея. Работа детей в музее ― это огонёк, который зажигает сердца детей и прививает любовь к истории и Отечества вообще.

Вывод.

Вся история государства связана с решением задач патриотического воспитания молодёжи. Если в условиях советской власти региональная практика по патриотическому воспитанию молодёжи в 1960-1990 гг. инициировалась и обеспечивалась государственной политикой, потребностью советского общества в использовании исторических традиций по воспитанию детей и подростков, то в условиях распада Советского Союза и формирования новой государственности ― отказом государства от широкой поддержки деятельности учреждений культуры по сохранению культурно-исторического наследия, патриотического воспитания. Термин «военно-патриотического воспитания молодёжи», широко использовавшийся в 1970-е годы, в постсоветский период стыдливо стал замалчиваться и политиками и учёными. В конце 1990-х гг. в связи с проблемой формирования общегосударственной идеи началась активизация деятельности по вопросу сохранения культурного наследия. Таким образом, для решения первоочередных проблем патриотического воспитания молодёжи, необходимо совершенствовать законодательство в области государственной поддержки.  Проблема военно–патриотического воспитания сегодня актуальна и для её решения нужен государственный подход.


Категория: Статьи | Добавил: VPKDolg
Просмотров: 3961 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]